Таинственный Шаолинь, обитель монахов-воинов, относится к числу мест, неизменно популярных среди туристов. Старшее поколение еще помнит фильмы с Брюсом Ли, которые частично снимались там. Даже если вы не поклонник боевых искусств, окунуться в неповторимую атмосферу буддисткой святыни стоит. Это не проблема – сегодня величественный монастырь, расположенный среди живописных пейзажей китайской провинции Хэнань, доступен для туристов. Лес, горы, уникальный ареол священной легенды… Это впечатляет.
Однако руководству знаменитого монастыря не чужды заботы о финансовом благополучии. Стало известно, что Шаолинь крайне недоволен размером прибыли от туризма. Чтобы решить вопрос, монастырь перешел к решительным мерам - подал иск в суд. Городское ведомство, как уверяет Шаолинь, недоплатило миллионы юаней дохода. Подробностей судебного дела, инициированного буддийским монастырем, не так много. Тем не менее, оно уже находится в стадии слушания, заседания проводятся в помещении Чжэнчжоуского промежуточного народного суда.
Святыня вступает в правовой спор
Шаолинь принято считать формой буддизма с характерной составляющей боевых искусств. Странствующие монахи издавна славятся мастерством кун-фу и вызывают у простых смертных благоговейное почтение. Но когда обычные китайцы узнали о судебном разбирательстве, многие не могли скрыть удивления и даже недовольства.
Отмечают, что ранее, в предыдущих династиях, монастыри не брали плату за вход вообще. Эта династия стала первой, превратившей посещение святыни в бизнес в Китае. Правовой спор Шаолиня по поводу денег от сферы туризма многим кажется проявлением жадности не только руководства монастыря, но и правительства. «Их глаза сверкают при виде купюр», - говорят китайцы.
На самом деле, Шаолинь из культового учреждения и правда превратился в очень прибыльное предприятие. Продажей билетов туристам ведает Руководящий комитет Суншаньского района. Ранее, в конце 2009 года, стороны заключили контракт. Со стороны монастыря представителем выступал знаменитый настоятель Ши Юнсинь. Кстати, он скандально известен совсем «немонашеским» образом жизни и невероятным расточительством. Однако у Ши есть и неоспоримое достоинство – он ревностный приверженец Коммунистической партии, всегда поддерживает ее и даже стал членом партийного законодательного органа, общегосударственного собрания народных представителей.
По договору работа в Китае с туристами, посещающими Шаолинь, налажена следующим образом: за каждого визитера монастырь должен получить свою долю в размере 4,8 долларов (около 30 юаней). Но лишь в том случае, если человек приобрел билет стоимостью 16 долларов (100 юаней). Следить за соблюдением этого пункта соглашения обязаны чиновники из Чжэнчжоу (провинция Хэнань). Причитающуюся сумму монастырь должен получать ежемесячно, при этом местное туристическое ведомство тоже оставалось в выгоде – оно имело право использовать популярное название «Шаолинь».
Все шло по плану, пока не возникли определенные разногласия в толковании договора. Чиновники Руководящего комитета района считали, что должны платить монастырю проценты за каждый купленный билет. Шаолинь же настоятельно требовал оплату за каждого туриста, который вошел на территорию.

Но суть в том, что билеты покупают не все. Кому-то чиновники выдавали их бесплатно (льготные) или дарили. В итоге множество туристов оказались попросту «невыгодными» для монастыря, за них они не получили ни копейки. В среднем за каждый билет Шаолиню заплатили только 2,4 доллара.
Чиновники оправдываются, подчеркивая, что в Китае действует национальная политика и есть льготные группы посетителей. Им полагается бесплатный вход на территорию монастыря. Соответственно, платить отчисления за таких туристов не обязаны.
Аргументы чиновников показались Шаолиню малоубедительными. Теперь монастырь во главе с настоятелем утверждает, что ему должны заплатить примерно 325 тысяч долларов (2 миллиона юаней) в качестве просроченного платежа и сверх того еще 8 миллионов долларов (50 миллионов юаней).
Трудно сказать, чем закончится суд. Подсчитано, что за год Шаолинь посещает примерно 1.5 миллиона туристов. Общий доход составляет чуть более 24 миллионов долларов (150 миллионов юаней). Сумма, за которую стоит побороться, не правда ли?