Ruslan Maiboroda
основатель форума (но не владелец)

Лидеры двух развивающихся экономик сошлись в главном
Каждое заседание Всемирного экономического форума оставляет свой след в истории. И не обязательно только экономической.
Если говорить о связи Давоса с Россией, то в январе 1996 года она была прямой: именно в Давосе сформировался союз капиталов, который в конце концов внес едва ли не решающий вклад в исход российских президентских выборов. Итоги нынешнего Давосского форума также будут связаны с Россией, но в гораздо более широком контексте. Его главная цель - заглянуть в посткризисный мир, а точнее, начать его формирование. И главный итог заключается в том, что подходы к тому, какой должна быть мировая экономика после кризиса, что в ней должно измениться в первую очередь, совпали у двух самых ярких звезд форума - российского премьера Владимира Путина и премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Сводные индексы уровня доверия к экономике Евросоюза и еврозоны со стороны компаний и потребителей в январе 2009 года достигли минимального показателя за все время их расчета с января 1985 года.
По данным Еврокомиссии, сводный индекс доверия к экономике еврозоны, объединяющей 16 стран (с 1 января 2009 года в еврозону вошла Словакия), в январе снизился до 68,9 пункта, в то время как в ноябре 2008 года этот показатель составлял 74,9 пункта.
Опустился в январе и индекс делового доверия до -34 пунктов, рекордного минимума, с -33 пунктов месяцем ранее. Индикатор потребительского доверия снизился в январе до -31 пункта с -30 пунктов в декабре.
Эксперты Dow Jones считают, что снижение базовой процентной ставки Европейским центральным банком в общей сложности на 2,25 процентного пункта с июля прошлого года, а также многомиллиардные вливания в экономику не смогли изменить тенденции к ухудшению как делового, так и потребительского доверия в еврозоне.
На уровне доверия сказывается и то, что многие крупные компании начали резко сокращать количество рабочих мест.
Будущее Евросоюза также не выглядит безоблачным. По прогнозу Международного валютного фонда, ВВП региона снизится в этом году на 2%. Ранее фонд прогнозировал уменьшение лишь на 0,5%.
Рецепты Владимира Путина и Вэнь Цзябао по выхода из мирового экономического кризиса в главном совпали. Хотя, конечно, есть и различия.
Например, российское правительство крайне осторожно относится к идее снижения налогов, особенно НДС. Потому что в Минфине уверены: снижение налогов в развивающихся экономиках приводит не к ускорению экономического роста, а к увеличению дефицита бюджета. Тем более что в России налоговая нагрузка по сравнению с 2000 годом была серьезно снижена. В Китае же до сих пор, как признался Вэнь Цзябао, существует «почти 100 административных налогов». Их и собираются сейчас замораживать.
Но общий курс двух ведущих развивающихся экономик - России и Китая - налицо. Вместо, по выражению Владимира Путина, «отжившего однополярного устройства мировой экономики» должна прийти система, «основанная на взаимодействии нескольких крупных центров».
Вэнь Цзябао высказался дипломатичнее, но не менее устрашающе для американской экономики: «Необходимо углубить реформу международной финансовой системы и ускорить установление нового международного финансового порядка».
Новый мировой валютный порядок
«Текущий кризис продемонстрировал недостатки существующей финансовой системы и ее управляющей системы», - приговорил однополярный мир финансового регулирования Вэнь Цзябао. Его рецепт по-китайски обтекаем: «Важно ускорить реформу управляющих структур крупных международных финансовых институтов, установить разумный механизм глобального финансового спасения, повысить возможности по выполнению взятых обязательств».
У Владимира Путина четче, конкретнее и наступательнее: «Чрезмерная зависимость от, по сути, единственной резервной валюты (доллара США. - «Газета») опасна для мировой экономики. Думаю, это стало очевидно для всех. Поэтому было бы целесообразно способствовать объективному процессу появления в будущем нескольких сильных региональных валют. Пришло время начать предметный диалог о том, как сделать переход к новой модели плавным и необратимым».
Тем не менее оба лидера согласны в том, что посткризисный мир, контуры которого сейчас определяются в Давосе, не может не базироваться на нескольких резервных валютах. Доллар явно не справляется. Плечо ему могут подставить евро, будущая валюта Персидского залива, иена, наконец, юань. И, возможно, в рамках если не всего СНГ, то ЕврАзЭС - рубль. Здесь явно совмещаются реальные интересы двух ведущих развивающихся экономик. Превращение Пекина и Москвы в региональные финансовые центры обеспечит по крайней мере экономическое лидерство двух стран в Азии. Конечно, может начаться соперничество. Но последнее заседание глав правительств государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (30 октября 2008 года) показало, что Китай готов соблюдать в регионе не только свои, но и российские интересы.
Становление системы нескольких региональных валют вместо однодолларового мира приведет по крайней мере к тому, что американская экономика в этом случае в меньшей степени перестанет жить за счет мировой экономики.
В общем, как подчеркнул китайский премьер, «нам следует поощрять региональное монетарное и финансовое сотрудничество, лучше использовать региональные механизмы помощи при нехватке ликвидности, следует целенаправленно продвигать международную монетарную систему к более широкой диверсификации».
Новые финансовые институты
Сошлись Путин и Цзябао и в необходимости срочно реформировать существующие международные финансовые институты, прежде всего Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Российский премьер отметил: «Необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Разумеется, именно поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов. Убежден, мы можем формировать более справедливую и эффективную мировую экономическую архитектуру».
Китайский премьер буквально вторил российскому: «Важно ускорить реформу управляющих структур крупных международных финансовых институтов, установить разумный механизм глобального финансового спасения».
Оба сходятся также в том, что именно нужно изменить в структуре МВФ и ВБ: существенно увеличить долю специальных прав заимствований ряда развивающихся стран - России, Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР - за счет уменьшения доли развитых, и прежде всего США. Это нужно для того, чтобы, по словам Вэнь Цзябао, «иметь больше прав и более широкое представительство в международных финансовых институтах».
В кулуарах Давосского форума в четверг был особенно словоохотлив глава Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Костин. Он рассказал о том, что его банк, а также Сбербанк и Газпромбанк могут рассмотреть возможность «секьюритизации своей первоклассной ипотеки в России и за рубежом на 300-350 млрд рублей».
Общий объем ипотеки у трех банков - около 500 млрд рублей, но под параметры первоклассной подходит чуть больше половины. «300-350 млрд - это та ипотека, которая вполне может быть пригодна для того, чтобы она стала частью портфеля Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния», - сказал банкир. За пределами России в качестве источника ликвидности, по мнению Андрея Костина, может выступить Европейский центробанк.
Глава ВТБ уже обсуждал эту идею с главой ЕЦБ Жан-Клодом Трише. По его мнению, финансирование российских банков через ЕЦБ будет справедливым решением, так как «дочки» иностранных банков в России имеют доступ к ликвидности Центробанка. «Будем стремиться, чтобы нас воспринимали как равных», - заявил банкир.
Также Андрей Костин рассказал журналистам о том, что ВТБ рассчитывает получить решение российского правительства по докапитализации на 200 млрд рублей в течение одной-двух недель.
Необходимость в наращивании капитала Андрей Костин объясняет растущей просрочкой, которая сейчас в целом по системе находится на уровне 4%, но может вырасти до 10% в 2009-2010 годах.
Напомним, что в понедельник на заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждалась тема дополнительного финансирования банковского сектора.
Нуждается в дополнительной капитализации и Внешэкономбанк (ВЭБ) . В четверг его глава Владимир Дмитриев сообщил, что ВЭБ запрашивает у государства увеличение капитала на 100 млрд рублей.
Кроме того, глава ВЭБа рассказал, что больше не поддерживает от падения российский фондовый рынок за счет средств фонда национального благосостояния. По его словам, ВЭБ выбрал почти весь лимит средств, который мог использовать на эти цели - 175 млрд рублей. Зато теперь ВЭБ готовит запуск нового финансового инструмента - валютных облигаций, которые будут размещаться среди российских банков, обладающих избыточной валютной ликвидностью. Полученные средства будут расходоваться по двум направлениям - на рефинансирование средств, привлеченных из международных резервов ЦБ, для выдачи кредитов компаниям и банкам, а также для рефинансирования их внешних долгов. Использование этого механизма позволит сократить выдачу кредитов на рефинансирование из тех $50 млрд, которые ВЭБ получил от ЦБ.
Регулировать США
Но самое главное - оба лидера сошлись в том, что без усиления наднациональных стандартов финансового контроля (в Великом Новгороде Путин говорил о «единых стандартах») уроки мирового экономического и финансового кризиса будут не полны. Российский премьер высказался в этом случае осторожнее китайского коллеги: «Большинство стран мира размещают свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надежности. В свою очередь эмитенты резервных и расчетных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств».
Понятно, что речь идет прежде всего о надежности госфинансов США, которые являются эмитентом первой мировой валюты.
Вэнь Цзябао тоже не упоминал Соединенные Штаты Америки. Но его высказывание более адресно. «Нам следует расширить контроль над международной финансовой системой, - говорит китайский лидер. - Особый упор следует делать над усилением контроля за основными странами, валюта которых стала валютой международных резервов. Нам следует создать своевременную и эффективную систему раннего предупреждения о кризисах. Нам следует ввести эффективные стандарты контроля и улучшить механизмы контроля в таких областях, как стандарты бухучета и требования минимального обязательного капитала. Нам следует усилить регулирование работы финансовых институтов и посредников, а также повысить прозрачность финансовых рынков и их продуктов».
Вэнь Цзябао здесь сформулировал глобальную задачу обновления международного финансового рынка. Но острие предлагаемого им усиления финконтроля однозначно направлено на США.
В ходе интервью за пару дней до открытия форума в Давосе Путину был задан вопрос о том, как российская экономика может претендовать на то, чтобы рассматриваться одинаково с китайской, хотя и масштабы, и диверсификация последней существенно превышают российские параметры. Путин ответил мягко: Россия готова к диалогу со всеми.
В Давосе стало ясно: именно взаимодействие России и Китая по переустройству наднациональной системы регулирования мировой экономики может стать решающим фактором формирования посткризисного мира. Именно эта задача и является основной для проходящего в Давосе заседания Всемирного экономического форума.
Источник: gzt.ru